Оплата труда в современных условиях

В цивилизованном обществе любое реформирование экономики априори проводится во имя человека, для улучшения его благосостоя­ния. По этой причине современные концепции социально-экономического развития выделяют сферу управленческой деятельности, свя­занной с регулированием доходов населения, и той их части, которая связана с трудовой деятельностью (т. е. с оплатой труда, заработной пла­той), подчеркивая тем самым важность этого источника дохода.

Переориентация на рыночные отношения вносит коренные изме­нения в регулирование доходов: прежде всего ослабление государст­венной роли и расширение самостоятельности регионов и предприя­тий (фирм) в этой области, повышение значимости рыночных регуля­торов.

В силу указанного на государственном уровне, в каждой отрасли и в каждом регионе, на отдельных предприятиях (организациях, фирмах) возникает необходимость в выработке собственной политики доходов (и заработной платы). В ней должны учитываться интересы различных групп работников (населения) и собственников, предусматриваться эффективная система занятости населения и вознаграждения за труд, меры по социальной защите населения (работников), механизмы по поддержанию доходов на уровне, обеспечивающем человеку достой­ную жизнь.

Переход на рыночные отношения деформирует прежнюю струк­туру доходов населения, появляются новые источники доходов (пред­принимательский доход, доход от собственности), изменяется роль от­дельных источников, их значимость для разных групп населения. Впол­не эффективна дифференциация доходов, но до определенного преде­ла, чрезмерное усиление ее оборачивается обеднением населения. Зна­чит, должны быть предусмотрены соответствующие механизмы и ис­точники по поддержанию доходов социально уязвимых слоев насе­ления на минимально допустимом уровне (индексация доходов, регу­лирование цен, социальные пособия). Инструментом регулирования и прогнозирования доходов и их дифференциации выступают норматив­ные потребительские бюджета (в первую очередь - бюджет прожиточ­ного минимума). Основным методом регулирования доходов становит­ся коллективно-договорный метод на всех уровнях социального парт­нерства.

В условиях многообразия видов доходов обновление политики до­ходов осуществляется посредством совершенствования механизма регулирования каждого вида доходов чтобы он активно способствовал процессу преобразования административной системы экономики в рыночную.

Наиболее глубоких изменений требует формирование заработной платы. В начале экономических преобразований в России произошла передача решения всех вопросов оплаты труда с государственного уров­ня на уровень предприятий (за исключением бюджетной сферы). Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что регулирование заработ­ной платы не ограничивается только фирмой (предприятием), в этих целях действует многоуровневая система коллективных договоров. Передача решения всех вопросов оплаты труда предприятию по суще­ству исключает влияние рынка труда на уровень оплаты труда работ­ников. Фактически это ведет к сужению рынка труда до масштабов од­ного предприятия, что противоречит законам рыночной экономики. Отсюда возникает необходимость пересмотра прежней установки и уси­ления государственного регулирования этого процесса в отраслях и на предприятиях. Таким образом, создание подлинно рыночного механиз­ма регулирования заработной платы и доходов предполагает активную роль государства.

Переходный период для России ознаменовался и экономическим кризисом, что усугубило тяжесть перемен. Кроме того, этот период не однозначен по используемым методам и механизмам осуществления политики доходов на всех уровнях и социально-экономическим послед­ствиям. Он требует теоретического осмысления и выделения отдель­ных этапов реализации общей концепции рыночного реформирования.

Новые экономические условия предполагают не только использо­вание новых теоретических подходов, но и отказ от стихийного регу­лирования доходов, выбор таких средств, методов и механизмов их ре­гулирования, которые соответствуют принципам экономической и со­циальной эффективности. Высказанные выше соображения целесо­образно учитывать при выработке политики доходов.

Регулирование доходов является органичной составной частью экономической и социальной политики. Однако политика доходов и заработной платы имеет свой объект (и субъект), принципы управле­ния, особенности механизма регулирования. Она выполняет такие важ­ные функции, как: программно-стратегическая

(определение концепции уровня жизни, политики доходов, разработка социальных и других про­грамм); распределительная

(формирование и распределение доходов и средств на оплату труда, создание и развитие стимулов к труду, статус­ных позиций); нормотворческая

(разработка законов, нормативных ак­тов, нормативов и т. п., контроль за их исполнением); мобилизующая

(привлечение и концентрация ресурсов для решения важнейших со­циальных и других проблем); консолидирующая

(выявление и согласование интересов различных социальных групп, предприятий, отраслей, регионов).

    Еще статьи по экономике

    Кредитный рынок, сущность, функции, российский опыт
    Основная тема моего курсового проекта – «Кредитный рынок». Несмотря на то, что термин «Кредитный рынок», безусловно имеет краткое и чёткое определение, но как тема для курсового проекта ...

    Методика и стратегия ценообразования
    Цена в современной экономике—это не только индикатор соотношения спроса и предложения, на который должна ориентироваться фирма, но прежде всего—важнейший элемент маркетинга фирмы. Но ...

    Конкуренция в России NEW THE BEST
    В прошлом в советской литературе преобладали негативные оценки конкуренции. Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали нас о ...