Мотивация труда работника

Важный момент, который должен решать предприниматель – это мотивация труда. Ему необходимы знания в области психологии работы трудовых коллективов. Цель предпринимателя – рост производительности труда, повышение качества продукции, рост эффективности производства и цель работника как личности с его многообразными потребностями могут не совпадать. Поэтому предпринимателю необходимо решить задачу совместимости этих двух несовпадающих целей. Он должен заботиться о том, чтобы его работники:

- испытывали удовлетворение от пребывания на предприятии, чувствовали себя индивидуальностями, а не работали на поточной линии;

- имели определенную гарантию в надежности предприятия, в нужности их на конкретном предприятии;

- получали подтверждение в их необходимости не только материально, но и морально [7].

На некоторых предприятиях существует система, по которой заработная плата делится на три части:

- одна часть заработной платы выплачивается за выполнение трудовых и должностных обязанностей на предприятии;

- вторая часть заработной платы определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни, что особенно важно в период прогрессирующих темпов инфляции. Эту часть заработной платы получают все сотрудники предприятия, но ее величина автоматически корректируется в зависимости от сложившихся конкретных условий;

- выплата третьей части конкретна для каждого работника и определяется достигнутыми ими результатами в предшествующий период работы. Эта часть заработной платы не является фиксированной величиной, она может повышаться и понижаться [5].

Побуждение работников предприятия к реализации поставленных перед

ними целей и задач является объективной необходимостью и признается всеми руководителями. Но в течение длительного периода наука управления персоналом преувеличивала значение материальных стимулов. В результате проведенных исследований было установлено, что удовлетворенность работников материальными условиями труда (заработная плата, пособия и т.д.) далеко не во всех случаях приводит к повышению производительности труда, т.е. размер заработной платы занимает одно из последних мест в списке первоочередных потребностей рабочих. Поэтому руководители предприятий придают большое значение мотивации труда.

Мотивация труда

– стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. Главные рычаги мотивации – стимулы и мотивы.

Под стимуломобычно подразумевается материальная награда определенной формы, например, заработная плата. В отличие от стимула, мотив

является побудительной силой: желание, влечение, ориентация и т.д. Современные теории мотивации в значительной степени основаны на результатах психологических исследований и направлены в первую очередь на определение перечня и структуры потребностей людей. Потребности рассматриваются в данном контексте осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию и разделяются на первичные (врожденные) и вторичные (образующиеся в ходе приобретения определенного

жизненного опыта) [2].

Одна из наиболее распространенных классификаций потребностей – иерархия потребностей по А.Маслоу.

1. Потребность самовыражения

– это потребность полностью развить свой творческий потенциал относительно работы, воспитания и образования детей.

2. Потребность в уважении

– потребность в самоуважении и уважении других людей, престиже, славе и т.п.

3. Социальные потребности

– потребность входить в какую-либо группу, поддерживать с членами группы дружеские отношения и т.д.

4. Потребность в безопасности

– потребность в защите и порядке.

5. Физиологические потребности

– потребности в пище, тепле, жилье и т.д.

Согласно теории А.Маслоу пять приведенных основных типов потребностей людей определяют поведение человека. При этом потребности более высокого уровня не мотивируют его поведения, если хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

Теория потребностей А.Маслоу и его последователей находит свое выражение в разработанных на предприятии конкретных системах мотивации труда [2]. Поэтому основными формами мотивации являются:

а)заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия;

б)система внутрифирменных льгот: субсидированное и льготное питание, полная или частичная оплата расходов на проезд работников к месту работы и обратно, страхование здоровья за счет предприятия и т.п.;

в)нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу: скользящий, гибкий график работы, предоставление отпусков, более ранний выход на пенсию и т.д.;

г)мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост;

д)создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления и пр.;

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Налоговая система и ее роль в регулировании рынка
В конце 1991 года в России был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации". На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил ...

Обеспеченность трудовыми ресурсами и факторы повышения производительности труда
Основная задача производства - производить материальные блага и удовлетворять потребности людей. Рост материального благосостояния людей в значительной степени связан с повышением прои ...

Международная торговля и Россия
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных эк ...