Критерии оценки налоговой системы

Как составная часть общеполитического положения государства налоговая политика оценивается на основании критериев

, главные из кото­рых — равенство (справедливость), эффек­тивность и простота. К этому списку можно добавить мобилизацию поступлений, между­народную конкурентоспособность и поддер­жку национальных приоритетов.

Критерий «равенство» или «справедли­вость» характеризует относительный режим налогообложения различных налогоплатель­щиков.

Существуют два типа справедливости.

Первый тип — вертикальная справедли­вость — подразумевает, что налоговое бремя должно прогрессивно распределяеться меж­ду уровнями доходов. Иными словами, став­ка налогообложения должна возрастать по мере увеличения дохода налогоплательщика, что отражает убеждение в том, что налого­плательщики с большим доходом располага­ют увеличенной способностью платить боль­шие налоги.

В российском законодательстве, регули­рующем подоходное налогообложение физи­ческих лиц, это положение соблюдается лишь отчасти, о чем свидетельствует прогрессив­ная шкала ставок налога.

Несоблюдение критерия вертикальной справедливости в отношении личного подо­ходного налога демонстрирует следующее.

Законом о подоходном налоге предусмот­рено исключение из совокупного дохода пяти-, трех- или однократного размера оп­латы труда, расходов на детей, на благотво­рительные цели, на строительство и приоб­ретение жилья. Однако данное положение Закона при определенных условиях может уравнять налогоплательщиков с высокими и с низкими доходами, имеющих одинаковое право на вычеты. На практике это означает,что граждане, имеющие значительный сово­купный доход до вычетов, при исключении таких расходов находятся в более выгодном положении, так как суммы вычетов могут по­влиять на переход размера доходов из ступе­ни шкалы ставок налога, предусматриваю­щей высокие ставки, в ступень с более низкими ставками. Соответственно, снижа­ется и размер налога.

Второй тип справедливости — горизон­тальная справедливость — подразумевает, что налогоплательщики в одинаковых обстоятель­ствах должны платить по одинаковым став­кам налогообложения. Иными словами, на­логоплательщики с одинаковым уровнем дохода должны платить одинаковые суммы налога.

Основной проблемой в достижении дан­ного типа справедливости является различ­ный режим налогообложения «честных» на­логоплательщиков, ведущих учет своих доходов и расходов и представляющих дек­ларации, и налогоплательщиков, получивших такой же доход, но сокрывших его от нало­гообложения и не подавших декларации.

Следующий критерий, который исполь­зуется при анализе налоговой политики, это собственно эффективность налоговой систе­мы

. Этот критерий характеризует влияние структуры налоговой системы на экономи­ческое производство.

Высокая эффективность может быть до­стигнута там, где налоговая система как мож­но меньше вовлечена в систему ценообразо­вания рынков. Это достигается взиманием одинаковой налоговой ставки с дохода раз­личных источников. Налоговая система, эф­фективно взимающая одинаковую налоговую ставку с дохода различных источников, яв­ляется нейтральной.

Отклонения от строго нейтральной сис­темы могут иметь место при существовании препятствий к сбалансированному распреде­лению ресурсов на рынках. В некоторых слу­чаях это может произойти, если не все рас­ходы и доходы в результате действий налогоплательщика могут быть учтены.

С позиции существования единой шка­лы ставок для любых доходов из различных источников налоговую систему России в от­ношении подоходного налога можно признать нейтральной.

Простотаявляется важнейшим критери­ем оценки налоговой политики, который, несмотря на его значение, чаще всего при­носится в жертву для следования другим це­лям.Сложные правила сами по себе трудны для понимания, что может привести к пута­нице и неуверенности в их применении. Труд­ности возникают также при ведении под­робных записей, служащих только целям налогообложения.

В Российской федерации подробный учет доходов ведется предпринимателями исклю­чительно для определения налоговых обяза­тельств. Несмотря на существование упрощен­ного порядка налогообложения, учета и отчетности, индивидуальные предпринима­тели должны, тем не менее, регистрировать получаемые доходы.

Форма декларации о годовом доходе физического лица, чрезвычайная сложность заполнения которой была признана Госналогслужбой России в ходе декларационной кампании в 1997 году, разработана непосред­ственно главным налоговым органом страны более двух лет назад.

Простота

налоговой системы важна так­же и для управления сбором налогов. Систе­ма должна управляться четким и предсказуе­мым для налогоплательщиков образом, избегая произвола и содействуя горизонталь­ной справедливости. С другой стороны, не­обходимо, чтобы руководство налоговых ор­ганов могло точно оценить, платит конкретный налогоплательщик, соответству­ющий размер налога согласно установленно­му порядку или нет.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Кредит в современных условиях
Кредит и деньги, кредитный рынок и банки - тесно связанные друг с другом понятия. В этой связи, при рассмотрении вопроса о кредитном рынке, следует обратить внимание на банковскую и ...

Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы. Максимизация прибыли конкурентной фирмой
В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них - те, которые принято называть экономическими агентами, - дома ...

Общественное производство и общественное богатство. Богатство народов - трактовка А. Смита
Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в экономи ...