Реформа налоговой службы

Ход экономической реформы обуславливает адек­ватные изменения не только налогового законодатель­ства и системы налогов, но и организации деятельно­сти Госналогслужбы России. В соответствии с поста­новлением Правительства РФ «Вопросы Государствен­ной налоговой службы Российской Федерации» от 11 марта 1997 г. № 269 осуществляется реформирование налоговой службы.

За пять лет реформ в России прошла массовая при­ватизация, появились десятки тысяч независимых пред­приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых компаний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объемы внеш­ней торговли,

В изменившихся условиях стало чрезвычайно акту­альным создание качественно новой системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных пре­образований и масштабам российской экономической системы. Сложившаяся ситуация показала, что и кон­тролирующие органы, и налогоплательщики оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это стало особенно очевидным в период проведения жест­кой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источником пополнения бюджета.

К сожалению, за семьдесят с лишним лет в стране а значительной степени была утрачена налоговая культу­ра. Государство привыкло к тому, что налоговые плате­жи поступают в бюджет автоматически. Граждане утвер­дились во мнении, что налоги — это дело государства.

Можно с уверенностью сказать, что простое «зак­ручивание гаек» при сборе налогов не дает сегодня ра­дикального результата. Оно приведет лишь к углубле­нию противостояния налогоплательщика и государства. Сегодня, вместе с реформой налогового законода­тельства, нужно провести и глубокую реформу нало­говой службы. Эта реформа должна затронуть не толь­ко налоговые органы, но, фактически, все российс­кое общество. Необходимо добиться, чтобы государство, предприниматели, граждане стали не противни­ками, а партнерами в налоговой деятельности.

Степень готовности граждан к добровольному и со­знательному выполнению налогового законодательства напрямую связана с тем, насколько беспристрастной, эффективной и действенной общественность считает налоговую службу. Иными словами, речь идет о новом ее образе в глазах населения России, который соответ­ствовал бы и новому характеру ее деятельности. Необ­ходимо превратить налоговую службу в орган, который:

· действует в интересах всего общества, отдель­ных граждан и работает во взаимодействии с

ними;

· обеспечивает соблюдение равенства всех граж­дан и предприятий перед налоговым законодательством,

· обеспечивает эффективное наполнение бюджета

· наряду со сбором и взысканием налогов, инфор­мирует и консультирует налогоплательщиков, помо­гает им в осуществлении финансовой деятельности и налогового планирования;

· принципиально, профессионально и бескомпро­миссно борется с сознательными нарушениями нало­говой дисциплины.

Для того, чтобы добиться этой цели, начата ко­ренная реорганизация всей системы Государственной налоговой службы. Она готовилась почти год. В приня­той концепции учтен не только собственный опыт, но и все то, что накоплено многолетней мировой прак­тикой налоговой деятельности.

Первая задача реорганизации — сосредоточить уси­лия профессионалов-налоговиков на тех сферах эко­номической деятельности, где особенно велики резер­вы увеличения налоговых поступлений. Не секрет, что 10-15% налогоплательщиков обеспечивают до 80% налоговых поступлений. К числу таких налогоплательщиковков относятся: интегрированные экономические структуры — промышленно-финансовые группы, транснациональные структуры, крупные корпорации; предприятия, занимающиеся производством и оборотом алкогольной продукции; финансово-банковские струк­туры; крупнейшие по масштабам своей деятельности предприятия общегосударственной значимости.

с этими группами налогоплательщиков в системе налоговых органов создаются специализированные службы налогового контроля. Работники этих структур будут а деталях знать специфику соот-ветстпующего вида деятельности и оперативно конт­ролировать хозяйственную ситуацию. Они будут распо­лагать эффективными методами и средствами для на­логовою контроля и взыскания платежей с подконт­рольных им налогоплательщиков. Эти службы будут согласованно действовать на всех уровнях от район­ной налоговой инспекции до Госналогслужбы России.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Нефтегазовый комплекс анализ и прогнозы
Рынок энергоресурсов играет большую роль в экономике. Во всем мире нефтяные монополии стремятся к увеличению добычи нефти. Более 3/5 всей добычи нефти в мире приходится на развивающиеся стра ...

Кредитный рынок, сущность, функции, российский опыт
Основная тема моего курсового проекта – «Кредитный рынок». Несмотря на то, что термин «Кредитный рынок», безусловно имеет краткое и чёткое определение, но как тема для курсового проекта ...

Кредит сущность, функции и формы
Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. ...