Реформа налоговой системы

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представдяет собой слож­ный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики.

Задачи налоговой системы меняются с учетом по­литических, экономических и социальных требова­ний, предьявдяемых к ней. Налоги из простого инст­румента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроиз­водственного процесса, впияя на все пропорции, тем­пы и условия функционирования экономики.

Посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального дохода в странах с развитой рыночной экономикой: от 10-15% в 30-х годах до 50% и более в последние десятилетия.Вот почему так важно на современном этапе развития обратить внимание на проблемы совершенствование налоговой системы России.

Одной из важнейших налоговых проблем явля­ется упрощение налоговой системы России. Конеч­но, простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране мира, везде они несовершенны, везде требуют их упрощения, но российская налоговая система, как нам кажется, наиболее сложна.

Наметилась в последние годы тенденция к опе­режающему росту региональных и местных нало­гов по сравнению с федеральными налогами. При­чиной явился поворот экономики развитых стран на социальную ориентацию, с передачей социаль­но-ориентированных отраслей местным органам управления. В настоящее время основным направле­нием деятельности в сфере налогообложения Рос­сии является приведение ее в соответствие с усло­виями развития общества и стоящими перед госу­дарством задачами.

Налоговая система РФ создана только в 1992 г., и строго говоря, в настоящее время находится только в процессее апробирования и создания первоначальных предпосылок для новой налоговой системы. Введение На­логового кодекса должно стать завершающим эта­пом в формировании налоговой системы Российс­кой Федерации.

В будущем Налоговом кодексе необходимо пре­дусмотреть отмену многих налогов, которые мож­но охарактеризовать как нерыночные или финансово малоэффективные. В проекте Налогового ко­декса по существу запрещены налоги, взимаемые с выручки: налог на пользование автомобильными порогами, на содержание сферы социального и культурного обеспечения. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за уплатой которых затруднен или невозможен.

Предполагается также объединить налоги, име­ющие сходную налоговую базу и аналогичный кон­тингент налогоплательщиков: например, в сфере налогообложения природных ресурсов действуют платежи эа право пользования этими ресурсами, акциэы на минеральные ресурсы, платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Ряд налогов подлежит принудительному рефор­мированию. К таким налогам относится налог на недвижимость.

При определении основных направлений феде­ральной налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производ­ства и его качественного параметра. В основе при­оритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, тор­говли и бытового обслуживания населения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экономике

Многообразие хозяйственных форм в сельском хозяйстве
Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства. Оно производит продукты питания для населения, сырьё для перерабатывающей промышленности, обеспечивает и друг ...

Кризис фонда занятости
В настоящее время в России Фонд занятости (ФЗ) пережива­ет глубокий кризис. К числу общих причин ухудшения его финансо­вого положения можно отнести: - обострение экономического кризиса в ...

Конкуренция и конкурентоспособность
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиц ...